кофесумка
Утро начинается с кофе, а стиль — с сумки
из кофейных мешков
Создательница проекта «Кофесумка» Анна Кислицина рассказала о том, как она запустила бренд с историей.
Идея проекта появилась в 2013 году, а первые сумки были отшиты в 2014. Около года ушло на изучение джута, его сочетаний с другими материалами, тестирование его поведения при сжатии, трении, стирке и так далее. Джут хорошо знаком всем в качестве технической упаковки, но я собиралась делать вещи совершенно другого уровня, и как материал будет вести себя в новых условиях, было неясно. Тестировала все на практике, от многих идей пришлось отказаться, зато я собрала ценную базу знаний.
Кофесумка — мой любимый проект, но по профессии я редактор. И однажды мне нужно было взять интервью у владельца обжарочного производства. Пока я ждала своего собеседника, наблюдала за тем, как на обжарку доставили зелёный кофе. Так я впервые увидела настоящие кофейные мешки. Никогда не думала, что они настолько эффектные!
Кроме того, что сам по себе джут очень фактурный материал, мешки украшены великолепными самобытными принтами в стиле тех стран, откуда приехал кофе. Я любовалась этими рисунками и надписями, и решила выяснить, как мешки используются потом, когда кофе доставлен. Мне даже в голову не приходило, что они могут просто отправиться на помойку. А это оказалось именно так — мешки заканчивали свой путь так же, как любая использованная упаковка. Меня это шокировало. Натуральная ткань, запечатанная прекрасными принтами, просто будет выброшена? И у меня сразу появилась мысль, что из этих мешков можно что-то шить. Было много разных идей, но в итоге остановилась на варианте с сумками. Хотя сейчас мы периодически делаем также интерьерные аксессуары (ковры, подушки, постеры) и декорируем мебель.
Идеи новых моделей или даже целых коллекций часто вырастают из индивидуальных заказов. Как-то мне написал студент художественного училища, которому была нужна огромная сумка, куда помещался бы этюдник, холсты и ящик с красками. В итоге появились кофесумки оверсайз, которые стали хитом. Сначала я хотела назвать коллекцию «Художник», но оказалось, что эти сумки заказывают для самых разных целей — шопинг, фитнес, пляж, фотосъемки с большим количеством реквизита. Так из одного запроса появился новый успешный формат. Похожие истории были и с другими моделями. Например, лёгкие кофесумки (невесомые шопперы без подкладки и застёжки) появились в результате заказа на "вторую сумку", которая бы легко убиралась в клатч, но при необходимости могла вместить много всего.
Процесс создания состоит из трёх основных этапов: разработка модели, крой и пошив.
На этапе разработки модели продумывается форма, детали, внутренняя организация сумки, выбирается фурнитура, рассматриваются сочетания материалов. Готовый эскиз мы обсуждаем с технологом. Кроме визуальной составляющей важно, чтобы на джутовые детали не приходилась чрезмерная нагрузка — джут не любит постоянного трения. Места с повышенной нагрузкой должны быть укреплены — чаще всего используем крафтекс, плотный лён или металлическую фурнитуру.

Когда эскиз утвержден, приступаем к крою. Сначала кофейные мешки обрабатываются горячим паром: в первую очередь это дезинфекция, а кроме того, ворсистая ткань становится более гладкой, и ее проще кроить. Затем отбираются кофейные мешки для конкретных моделей. Каждый мешок мы рассматриваем индивидуально и решаем, где принт будет смотреться максимально выигрышно. После этого можно приступать к раскройке.

Крой отправляется на швейное производство. Пошив из джута — процесс сложный. Все детали должны быть продублированы и обработаны плотным оверлочным швом, чтобы края не распускались.
Меня вдохновляют масштабируемые, экономически успешные апсайкл-производства, создающие востребованную продукцию. Проекты, чья модель работы действительно способствует более полному использованию уже имеющихся ресурсов и сокращению отходов на свалках. Такие проекты помогают апсайклу уйти от ассоциаций с клубом "очумелые ручки". Очень хочется сместить акценты в восприятии апсайкла.

Апсайкл — это не про "никогда ничего не выбрасывать", "всегда можно сэкономить" или "все сделаю из того, что под рукой". Апсайкл — не антоним минимализму, не противоречит концепции расхламления и не требует, чтобы все поголовно занимались "творчеством". Апсайкл — это про разумное использование в глобальном смысле, про бережный подход к ресурсам и устойчивое производство, про красивые и функциональные вещи, про экономическую оправданность. Меня восхищают проекты, которые демонстрируют это на собственном примере.


Кофесумки — это сумки-истории. Истории о кофе, путешествиях и стиле. Когда я впервые увидела кофейные мешки, то сразу представила, какой длинный путь они совершили. На многих мешках можно обнаружить путевые штампы, а внутри иногда оказываются квитанции или даже написанные от руки заметки (однажды обнаружили записку на испанском: «Рикардо, это НЕ робуста! Отнеси обратно на склад!»). Все найденные артефакты я обязательно оставляю при сумке, если получается, делаю частью дизайна. И всегда насыпаю в кармашек зерна зелёного кофе, которые выпали из мешка при раскройке. В итоге, когда новая сумка только выходит из мастерской, у неё уже есть своя судьба, свои приключения. Меня это до сих пор очень трогает и вдохновляет.

Кроме того, важная часть философии кофесумок — это биоразлагаемость.
99% используемых материалов биоразлагаемы, а оставшиеся можно использовать повторно практически бесконечно долго (мастерская принимает молнии и металлическую фурнитуру на реюз). После того, как сумка исчерпает свой ресурс прочности, её можно просто закопать в землю. И на ней может вырасти, например, цветок.
Если задумываться об успешности проекта, то возникает вопрос, что считать успехом? Империю я не построила, но у меня и не было такой задачи. Но то, что модель является рабочей, масштабируемой и коммерчески успешной, проект за 6 лет работы однозначно доказал. Более того, с каждым годом вести бизнес в данном сегменте становится легче. Если несколько лет назад мало кто слышал слово апсайкл, то сегодня для многих именно экоориентированность бренда будет являться весомым стимулом к покупке.

Если кто-то из тех, кто читает сейчас этот текст задумается создать подобный проект в России, то вот, что я хочу вам сказать:

Делайте то, что приносит вам радость, что созвучно вашим ценностям. Если концепция заказа для вас неприятна – откажитесь, будут другие. Если принципиально не хотите работать с каким-то материалом – не делайте исключений. Потеря какой-то разовой прибыли несравнима с потерей идентичности своего дела.

Если заказ даст мало денег, но много вдохновения или опыта, соглашайтесь – оно окупится. И не бойтесь рассказывать о себе и своей идее, ищите единомышленников, создавайте комьюнити, предлагайте сотрудничество. Цельные и счастливые проекты притягивают людей и хорошо идут в рост.

Made on
Tilda